SHDV Библиотекарь
Сообщения : 267 Опыт : 5057 Репутация : 30 Дата регистрации : 2012-04-19 Возраст : 35 Откуда : Беларусь, Минск
| Тема: КОЛЫБЕЛЬНАЯ Чт Май 03, 2012 8:33 pm | |
| КОЛЫБЕЛЬНАЯ 1 Спи да усни, на погост гости! Бай да люли - хоть сегодня умри! А завтра к дитёнку на похороны. Кладем цюроцьку в могилоцьку, Под бел камешек, под сыпуцей песок, подле бабушки, подле своей родни! Бай, бай, бай, да убаюкайся. Спи, моё милое! Спи, дорогое!
2 Бай, бай, бай, скорее умирай. Заутро мороз, а тебя на погост. Дедушка придёт, гробок принесёт. Бабушка придёт, холстинки принесёт. Матушка придёт, голосочек проведёт. Батюшка придёт, на погост отнесёт.
3 Бай, бай да люли! хоть сегодня умри. Завтра мороз, снесут на погост. Мы поплачем, повоем, да могилу зароем.
4 Бай-бай, люли, хоть сегодня умри. Завтра мороз, снесут на погост. Мы поплачем, повоем, в могилу зароем. Сделаем гробок из 70-ти досок. Выкопаем могилку на плешивой на горе, на плешивой на горе, на господской стороне. Баю-бай, хоть сегодня помирай. Пирогов напечём, поминать пойдём. Со калиной, со малиной, со гречневым крупам...
5 Бай, бай да люли, хоть сегодня умри. Сколочу тебе гробок из дубовых досок. Завтра мороз, снесут на погост. – Бабушка-старушка, отрежь полотенце накрыть младенца. Мы поплачем, повоем, в могилу зароем.
6 Баю-баю, да люли! Хоть сегодня умри. Завтра у матери кисель да блины - то поминки твои. Сделаем гробок из 70-ти досок. Выкопаем могилку на плешивой горе. На плешивой горе, на господской стороне. В лес по ягоды пойдём, к тебе, дитятко, зайдём.
7 Бай да бай, поскорее помирай! Помри скорее! Буде хоронить веселее! С села повезём да святых запоём, захороним, загребём, да с могилы прочь уйдём.
8 Спи, вороти — мне недосуг! Сегодня усни, а завтра помри! На погост повезут, вечну память пропоют, к сырой земле предадут.
9 Бай да побай, хошь сегодня помри.
10 Бай-бай, бай-люли, похворай, да умри…
11 Ай, люли, люли, люли. хоть сегодня-же помри. В среду схороним, в четверг погребём, в пятницу вспомянем, поминки унесём.
12 Сёдни Ванюшка помрёт, завтра похороны; будем Ваню хоронить, в большой колокол звонить.
13 Бай, бай, бай, бай, спи, мой милый, засыпай. У-баю, баю, баю, не ложись на краю. Придёт серенький волчёк, тебя схватит за бочёк. У-баю, баю, баю, нет-ли местечка в раю про малюточку мою?
14 Баю-баю-баю-бай, ходи в петлю, ходи в рай. Баю-баюшки-баю, хорошо-ль тебе в раю?
*** Мёртвых называют усопшими, т.е. уснувшими, потому и некоторые колыбельные похожи на заупокойные песни. Да и если учесть то, что сон называют малой смертью (ибо теряется осознание), то не всё-ли равно – сказать «засыпай» или «умирай»? Обычно ребёнка баюкают только тогда, когда он кричит или плачет и потому не спит. Поэтому в некоторых колыбельных его пугают могильными образами и он замолкает, т.к. испуган до той степени, когда ужас нежданный и нечего сказать. Когда ребёнок засыпает сам, то это засыпание, а когда его баюкают, то это усыпление. Но когда животным колют смертельное снадобье, это тоже называют усыплением. И потому усыпление может вести не просто ко сну, но и ввергать в «вечный сон», «беспробудный сон», «мёртвый сон», т.е. смерть. При соответвующем настрое всё случается наоборот, а когда преувеличивают, то слова дают обратное действие. Желая человеку добра, ему дают защитное имя – неприятное, отталкивающее: например, Невзор («некрасивый») или Неклюд («Нелюдимый»), дабы зло не пристало к нему, дабы он не был для зла привлекательным. Точно так-же когда в колыбельной песне призывается смерть для младенца, тем самым признаётся его неважность и ненужность, а значит и Смерти такой не нужен, т.е. будет долго жить. Исходя из сего, такие колыбельные и называют утешными – толи потешными (чёрный юмор), толи затишающими (затих и уснул). Колыбельные, приведённые здесь, могут использоваться для убаюкивания самых крикливых детей, которые никак иначе не засыпают; в таком случае следует петь колыбельную напористо, но очень спокойно. Так-же их могут использовать колдуны, дабы ребёнок умер во сне; в таком случае следует выбрать время, когда родителей не будет рядом, подсесть к ребёнку, и с грозным взглядом, спокойным и уверенным голосом петь, а после песни сказать: «На утро ты умрёшь»; можно и взрослому человеку спеть такую колыбельную, а если его нет рядом, то вообразить его рядом и спеть. Если-же такая колыбельная поётся как выворотка, с обратным смыслом, с пожеланием ребёнку долгой жизни, то петь её следует с некоторым пренебрежением, но спокойно. Эти песни могут петь и матери, дети которых умерли, - если скорбь так велика… В этом случае явные преувеличения и выставление горя смехотворным должно отрезвить разум матери. Сами по себе эти колыбельные вкладывают в разум младенца подсознательное знание о том, что Смерть всегда рядом. Когда младенец вырастет, ему будет легче понять, что надо каждый день проживать так, словно это последний день, и потому надобно вести себя наилучшим образом. Колыбельная настраивает дитя на засыпание, а «заупокойные» слова по средствам неожиданности и страха несколько проиостанавливают засыпание. Из-за этого ребёнок может непроизвольно попасть в кемар осознанно. Для сего следует петь эти песни медленно и протяжно, дабы «заупокойные» слова не выделялись за счёт голоса, а выделялись сами по себе. Многие начинают заниматься снобдением уже во зрелом возрасте, но в детстве это намного легче и потому весьма желательно примерно с 5-7 лет приучать ребёнка к снобдению, а до этого возраста (да и после не повредит) для настройки петь ему утешные колыбельные. Для родителей-же пропевание сиих колыбельных полезно тем, что если они собираются снобдеть (а это дело нелёгкое и удаётся не всегда даже тем, кто занимается только этим), то поминание смерти и насыщение от слов сиих песен укрепит их намерение и повысит вероятность снобдения. Для этой цели сии песни могут петь (обязательно – только вслух и с выражением!) даже те, у кого нет детей. Можно даже записать свой голос, исполняющий колыбельную, а затем слушать запись и по мере прослушивания насыщаться намерением и погружаться в кемар. Для этой-же цели можно твердить эти колыбельные как вяки (особенно - №9 и №10).
| |
|